Начался прием заявок на международный конкурс оркестровых композиций «Чайковский. Symphony» — urbanpanda.ru

Главное событие проекта «Время Чайковского» – международный фестиваль «Чайковский.spb.ru».

«Имя Чайковского должно стать таким же брендом для Петербурга, как Моцарт для Вены и Зальцбурга или Шопен для Варшавы. И этот бренд позволит не только поднять привлекательность города и увековечить здесь память композитора, но и сделает его средоточием самых амбициозных культурных проектов», – считает создатель и директор Центра Виктор Воротников. Он надеется, что коронавирус не помешает открыть фестиваль 5 октября. Тем более что его программа обещает быть особенно яркой и насыщенной.

Универсальный композитор

«Чайковский для нас – не только музыка. Поэтому мы немного раздвинули традиционные рамки. И под его именем объединяем различные виды искусства», – объяснила заместитель директора Центра музыкальной культуры «Чайковский», директор фестиваля Лана Клевцова.

В Центре уверены: Петр Ильич – универсальный композитор, что дает фестивалю почти безграничный простор. Подтверждает это и программа, о которой «Петербургский дневник» узнал первым. В нее включены концерты Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга, который входит в состав Центра Чайковского. В этом году оркестр тоже отмечает юбилей – 75-летие со дня его создания. Также в программе – выступления детских коллективов, органные концерты, конференции, презентации новых книг и выставок.

Ожидается выступление солистов Фонда Ойстраха, посвященное перекрестному году двух юбиляров – Чайковского и Бетховена, а также организованные совместно с итальянским консульством концерты известного пианиста Алессандро Вена.

Разыскиваются таланты

С особым чувством ждут лауреатов конкурса «Чайковский. Symphony». Как отметила Лана Клевцова, его основная цель – привлечь внимание молодых музыкантов к творчеству и биографии П. И. Чайковского, выявить талантливых композиторов.

В этом году конкурс посвящён образам детства, что необходимо будет отразить в названии сочинения и в характере музыкального материала. Принять участие в конкурсе смогут как юниоры (до 22 лет включительно), так и профессионалы (от 23 лет). Им предстоит соревноваться в номинациях «Композиция», «Оркестровка», «Аранжировка».

Для максимальной объективности все присланные на конкурс партитуры и аудиофайлы будут безымянными. Членам жюри, которое возглавляет композитор, народный артист России, художественный руководитель Московской филармонии Александр Чайковский, будут известны лишь псевдонимы. А главной наградой победителям станет возможность услышать свои произведения в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга.

101 Щелкунчик

«Музыка Чайковского – наше все», – заявил ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, народный артист РФ Николай Цискаридзе. А потом сделал парадоксальное и, как уточнил он сам, немного шуточное заявление: «Для меня это любимая музыка. Но как артист балета я ее ненавижу».

Оказалось, все дело в том, что знаменитый танцовщик, как один из главных исполнителей роли Щелкунчика в Большом театре, выходил на его сцену 101 раз! А теперь этот балет каждый год показывают на сцене Мариинки его ученики.

Николай Цискаридзе рассказал, как ребенком побывал в Музее Чайковского в Клину. И, увидев костюмы прославленных балерин Ирины Колпаковой и Екатерины Максимовой, решил: его театральный костюм тоже должен быть там! Желание сбылось. 

«Музыка Чайковского постоянно звучит в стенах нашей академии», – говорит Николай Цискаридзе и напоминает, что композитор был большим поклонником балета. И на популярных в то время маскарадах любил, переодевшись в женское платье, станцевать какую‑нибудь балетную партию. А партитуру балета «Спящая красавица», где прописано количество тактов, характер музыки и исполнителей, Цискаридзе считает гениальной и называет Чайковского «предвестником композиторов-мультипликаторов».

Наследие – студентам

Алексей Васильев, ректор Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, гордится тем, что Чайковский окончил именно это заведение. Он стал первым выпускником-композитором консерватории. «В воспитательной работе наследие Чайковского играет очень значимую роль. Уже на первой встрече студенты узнают, что он учился и получил серебряную медаль именно у нас», – говорит ректор.

Студенты и педагоги консерватории мечтали презентовать оперу «Пиковая дама». Был готов даже буклет. Но пандемия нарушила все планы. Теперь консерваторцы надеются дать премьеру 5 сентября.

По словам Алексея Васильева, каждый студент-вокалист за время учебы обязательно должен исполнить партию из «Евгения Онегина». Музыкант – сыграть сочинение Чайковского. А теоретик – изучить творчество композитора, в котором еще остаются белые пятна.
   
«Чайковский все время с нами. Мы активно прививаем его наследие нашим студентам», – сказал ректор. Тем более – и это исторический факт – сам Петр Ильич разрешил исполнять всем студентам Петербургской консерватории свою музыку бесплатно.
   
«На фоне проблем с авторскими правами для нас большое счастье иметь такой документ. Так что никакая самоизоляция не может нам помешать порадоваться музыке Чайковского лишний раз», – заключил Алексей Васильев.

Добавим, что, по данным ЮНЕСКО, музыка Чайковского звучит каждую минуту, а «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» – самая исполняемая музыка в мире.

Центр музыкальной культуры «Чайковский» был создан в 2016 году в Петербурге, в котором композитор провел 16 из 53 лет своей жизни.

Источник: spbdnevnik.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий