Масочный режим в историческом разрезе: в Этнографическом музее открылась онлайн-выставка — urbanpanda.ru

В Русском этнографическом музее показывается онлайн-выставка «Маски: грани традиции». Но совершенно скоро эти необыкновенные и даже незначительно загадочные экспонаты можно будет узреть вживую. Музей воспримет первых гостей сейчас, 6 июля, а незначительно позднее раскроется и выставка. 
Если кто-то считает, что маска, пусть и мед, примета лишь нынешнего времени, он серьезно ошибается. Свою защитную функцию маски делали сызвека. Конкретно о этом и ведает выставка «Маски: грани традиции».

Радовались и страшились

Маска постоянно означала нечто большее, чем может означать предмет, просто закрывающий лицо. И надевали ее не лишь для учас­тия в карнавалах либо представлениях. Использовалась она и как принципиальный атрибут ритуальных действий. Ведь, надевая личину, человек не прос­то изменял свою наружность, но и перевоплощался в того персонажа, которого изображал.

Куратор выставки Валентина Кузнецова, как и положено научному сотруднику Русского этнографи­ческого музея, к маскам относится весьма серьезно.

«В классической культуре народов Евразии перевоплощения при помощи масок, как правило, были приурочены к календарным праздничкам и ритуалам. Переход от 1-го времени года к другому числился небезопасным периодом безвременья, когда на земле бесчинствует нечистая сила», – разъясняет спец. 

К примеру, у славян, балтов, финно-угров ряженье было более всераспространено на Святки и Масленицу. На Кавказе оно соединено с зимними праздничками либо окончанием сельскохозяйственных работ. А народы Сибири надевали берестяные маски во время медвежьего праздничка.

Интересно, что маски нередко делали образ ужасного существа либо зверька. Это подчеркивалось лохматыми бровями, густой бородой и торчащими зубами. И почти все верили в их демоническую силу. Опосля ритуала нередко их сжигали. А ряженым не лишь радовались (не придут – не будет счас­тья и урожая), но и слегка побаивались их.

В помощь шаману

Особенное пространство маски занимали в практике шаманов. Их надевали во время обрядов и ритуалов, которые сопровождались пением, звукоподражанием и разными движениями, что соответствовало виду того божества либо духа, от имени которого и проводилось камлание.

Вспомяните, к примеру, как «ворожил» в именитом кинофильме «Земля Санникова» местный шаман в выполнении превосходного танцовщика Махмуда Эсамбаева.

Сами шаманские маски делали разные функции. Одни помогали передвигаться меж 3-мя мирами: верхним миром богов, средним миром людей и нижним миром злых духов. И, скрывая лицо шамана во время такового «путешествия», дозволяли ему оставаться неузнаваемым для вредных сил. Остальные маски открывали шаману доступ к силе, помогали отпугивать злых духов и даже биться с ними за исцеление хворого.

К слову, надевая животрепещущие сейчас мед маски, мы тоже в некий степени перевоплощаемся. Становимся наиболее ответственными и, если незначительно пофантазировать, даже превращаемся в супергероев – бойцов с вирусом.

Дерево, войлок, береста

Нередко маски, ведает Валентина Кузнецова, изображали головы звериных, лица людей либо сказочных персонажей. А создавались они из самых различных подручных материалов. К примеру, у народов Кавказа были всераспространены маски из войлока. У российских и литовцев их вырезали из дерева либо бересты.

Самые обыкновенные маски делались из отреза ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), кусочка кожи, клока бумаги, на которых прорезались отверстия для глаз, носа и рта. Нередко бывало, что лицо ряженого просто занавешивалось тряпичным материалом.

Несколько годов назад, гласит куратор выставки, в музей поступила увлекательная румынская маска. Она выполнена на базе баскетбольного мяча. Также для ее сотворения были применены кожа, мех, шерсть, растительные волокна и текстильные материалы, нос сделан из коровьего рога, а зубы – из позвонков домашней птицы.

По наследию

Попадали маски в музей самыми различными способами. Одни были подарены, остальные (таковых большая часть) – собраны научными сотрудниками во время экспедиций. Прежние обладатели, обычно, относились к маскам заботливо. К примеру, сложносоставные маски, на создание которых было потрачено много сил, могли храниться в семье годами и даже передаваться по наследию.

«На данный момент выставка «Маски: грани традиции» готовится для демонстрации уже не в виртуальном пространстве, а в одном из залов музея. Мы покажем не лишь те маски, что представлены на веб-сайте, но дополним и расширим данную тему», – подытоживает Валентина Кузнецова.

Музей – жив организм, и мы реагируем на те действия, которые происходят в внешнем мире. И показываем предметы, которые представляют научный энтузиазм и в то же время могут быть увлекательны нашим гостям.
— Научный сотрудник Русского этнографического музея Валентина Кузнецова.

Источник: spbdnevnik.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий