ЧП в Норильске, связанное с утечкой 21 тысячи кубометров дизельного топлива, вышло на федеральный уровень: президент Владимир Путин назвал произошедшее чрезвычайной ситуацией и заявил, что природе региона нанесен «серьезный урон». Вице-премьер Виктория Абрамченко взяла под личный контроль восстановление окружающей среды в городе. Вместе с экспертами «Петербургский дневник» разбирался в причинах произошедшего.
В городе – режим чрезвычайной ситуации
Самый северный город России с населением больше 150 тысяч жителей в прошлую пятницу пережил локальную экокатастрофу. В этот день на ТЭЦ-3, принадлежащей «дочке» градообразующего предприятия – «Норникель» – в почву и две реки попало больше 20 тысяч тонн дизельного топлива. Президент объявил режим чрезвычайной ситуации и в режиме видеоконференции выразил недовольство главе Красноярского края Александру Уссу.
«Почему органы власти узнали об этом только через два дня? У вас там все в порядке со здоровьем?» – задал вопрос главе региона президент, и тот не сразу смог на него ответить.
Вице-президент – операционный директор «Норникеля» Сергей Дяченко заявил, что причиной произошедшего могло стать растепление грунта. «Мы можем предполагать, – сказал Дяченко, – что в результате аномально мягких температур могло произойти растепление мерзлоты, что привело к частичному проседанию опор, на которых стоит цистерна».
Факт неправильного обращения с самой цистерной, в которой находилось топливо, в компании отрицают. «Норникель» возьмет на себя все расходы по ликвидации разлива.
Тем временем местные жители и пользователи социальных сетей возмущаются тем, что об экологической катастрофе стало известно лишь спустя пару дней.
Специалист: «Вечная мерзлота перестает быть вечной»
Эколог, директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов в беседе с «ПД» также выдвинул версию, что к катастрофе могло привести повышение температуры. Однако, по его словам, к этой ситуации стоило готовиться давно. Климатологи бьют тревогу: вечная мерзлота оказалась не такой уж вечной.
«Норильск никогда не отличался хорошей экологической ситуацией, грубо говоря, это один их самых грязных и не самых благоприятных для жизни городов. Что касается локализации произошедшей аварии, судя по репортажам СМИ, ее удалось локализовать до определенного момента, но полная ликвидация будет стоить больших денег и длительного времени. Для регионального бюджета это удар, похоже, что им нужна помощь центра. Это также означает, что регион недостаточно дееспособен, чтобы содержать и иметь на своей территории такие предприятия. Это в целом ставит вопрос о жизнеспособности такого рода промышленности на территории края.
Вечная мерзлота перестает быть вечной. Что это значит? Рассчитывали на определенные характеристики и прочность грунта, что он твердый, а они изменились – грунт стал текучий. Изменения произошли настолько быстро, что предвидеть их не смогли – просто не успели. Хотя специалисты по климату и вечной мерзлоте говорят об этом уже лет 20, а все сооружения, находящиеся в этой зоне, находятся под угрозой. Такая фраза проскальзывает даже в отчете Росгидромета», – прокомментировал одну из версий эксперт.
Также эколог добавляет, что на ЧП повлиял целый комплекс причин. «Но это не снимает ответственности с тех, кто не сделал обволовку вокруг этого резервуара, – добавляет Александр Карпов. – Должны были подготовить меры даже на самый невероятный сценарий, в том числе по нормативам, но их не сделали. У каждой катастрофы такого масштаба всегда больше одной причины».
Лечить почву или эвакуировать север
Журналист, председатель общественной организации «Северо-Западный Зеленый крест» Юрий Шевчук разделяет эту точку зрения. Среди способов, которые помогут вылечить почву от топлива, – метод литификации. Это превращение рыхлых осадков в твердые горные породы.
«Скорее всего, конструкция просела из-за того, что вечная мерзлота тает и появляются просадки. Скоро весь север надо будет эвакуировать из-за подобного рода вещей. Какая ситуация сложилась в городе? Предприятие достаточно плотно загрязнило территорию в радиусе 50 километров, поэтому никакой живности не осталось. Но это, конечно, не связано с произошедшим.
Дизельное топливо, в отличие от нефти, едят лишь некоторые бактерии. Конечно, есть штаммы бактерий, питающиеся соляркой, но в таких условиях они не выживут. Поэтому придется абсорбировать, но это половина дела. Вторая беда – часть топлива уже впиталась в почву. В этом случае придется применить сложный метод литификации. Его используют во время нефтедобычи, поскольку постоянно происходят разливы нефти. На севере очень много скважин, загрязняющих почву. Такую почву литифицируют и получается нечто вроде камня, которым потом укрепляют эту же почву, которая уже дала просадки», – отмечает эксперт.
Азамат Мамукаев, местный житель:
«На нас, местных жителей, эта история пока никак не повлияла. Живем так же, как до этого, но находимся в полном неведении. Мэр никаких обращений к населению не делал – будто ничего и не произошло. Если большой экологический урон нанесен этим ЧП, то пока мы этого не ощущаем. Воздух такой же, как раньше, экологических служб на улице не видно. Если бы президент не обратил на это внимания, то так, наверное, нам бы и не сообщили о случившемся. Хотя видео в соцсетях появлялось. Некоторые понимали, что произошла катастрофа, но, кроме комментариев в соцсетях, ничего больше – никакой реакции у населения».
Источник: