Каждый год в первую декаду февраля, обычно в субботу, на Финляндском вокзале проходит необычная историческая реконструкция. Она посвящается прибытию 7 февраля 1943 года сюда первого после прорыва блокады поезда.
Напомним, что в январе-феврале 1943 года всего за 17 суток была построена 33-километровая магистраль, соединившая существовавшую на участке Ленинград – Волховстрой платформу Поляны с освобожденным Шлиссельбургом. Линию Поляны – Шлиссельбург называли Дорогой Победы, благодаря ей была восстановлена связь осажденного города с Большой землей.
«Дорога Победы дала прибавку к голодному пайку ленинградцев, благодаря ей удалось осуществить важную операцию – перебросить на Ораниенбаумский плацдарм 2-ю ударную армию», – говорит председатель Совета ветеранов войны и труда Октябрьской железной дороги Павел Марков.
Реконструкторы стараются максимально точно воссоздать события, происходившие на Финляндском вокзале во время прибытия первого поезда. Но те, кто 7 февраля 1943 года встречал этот состав, видели мало похожий на современный вокзал. Свой нынешний облик Финбан — так часто называют вокзал петербуржцы-ленинградцы, фактически обрел лишь в 1960 году.
ПОСТРОЕН ПОЛТОРА ВЕКА НАЗАД
В 1868 году началось строительство Финляндской железной дороги, которой предстояло соединить Санкт-Петербург и Гельсингфорс, ныне Хельсинки. Магистраль была
рассчитана главным образом на грузовые перевозки. Поэтому железнодорожные пути дотянули до Невы для более удобной переброски грузов на водный транспорт. Там же, на берегу, располагались служебные строения.
Сам вокзал построили в 1870 году. Воздвигнутое по проекту архитектора Петра Купинского здание было обращено фасадом на современный Финский переулок. Постройка не поражала воображения, но, по воспоминаниям очевидцев, была удобна для пассажиров.
После закрытия в первые послереволюционные годы Приморского и Охтинского вокзалов Ленинград с Карельским перешейком связывал лишь Финляндский вокзал. Но поскольку в то время почти вся территория перешейка принадлежала Финляндии, пассажиропоток был очень небольшим.
ПРОЕКТ ПРИШЛОСЬ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ
Ситуация изменилась после завершения Великой Отечественной войны. Число пассажиров стало расти, само же здание вокзала было сильно повреждено и отчасти
разрушено. Встал вопрос о реконструкции Финляндского вокзала.
Разработка проекта началась уже в первые послевоенные месяцы. Через три года на выставке «Архитектура Ленинграда за 30 лет» горожане могли видеть макет
нового ансамбля на площади Ленина с вокзалом в стиле сталинского ампира с колоннами и статуями на карнизе. Самой же важной деталью был шпиль высотой
100 метров, который как бы перекликался с Петропавловским собором, принимая эстафету вверх по течению Невы.
Макет разработала группа специалистов под руководством главного архитектора Ленинграда Николая Баранова.
Но вскоре грянуло «ленинградское дело». Николай Варфоломеевич Баранов стал одной из его многочисленных жертв. Пока выдающийся архитектор находился за пределами Ленинграда, в его проект были внесены серьезные изменения.
К работам вернулись в 1955 году: объемы пассажирских перевозок на Финляндском вокзале постоянно росли, вскоре должно было начаться строительство станции метро «Площадь Ленина».
Возвратившемуся в Ленинград Николаю Баранову вместе с коллегами поручили дорабатывать проект. Однако полностью вернуться к первоначальному варианту было
уже невозможно. Дело в том, что заложенный фундамент не выдержал бы того здания, которое в конце 40-х годов спроектировал зодчий. Поэтому высоту здания пришлось уменьшить на 4 метра, высоту башни со шпилем – на 70 метров.
ПОРА РАСШИРЯТЬ
Тем не менее Финляндскому вокзалу требуется новая реконструкция. Он уже с трудом справляется с растущим пассажиропотоком. Планировалось, что реконструкция начнется после завершения чемпионата Европы по футболу: ожидалось, что на поездах «Аллегро» на этот вокзал будут прибывать болельщики сборной Финляндии.
Но по известным причинам работы сдвинуты как минимум на год.
«Принципиальных изменений не ожидается, – говорит начальник Финляндского вокзала Сергей Федоров. – Основное направление реконструкции – расширение главного зала в сторону платформ. Появится дополнительная полезная площадь как для пассажиров, так и для технологических служб. Во время работ вокзал закрываться не будет».
По словам Сергея Федорова, сейчас рано говорить о том, когда петербуржцы смогут увидеть обновленный Финляндский вокзал.
Считаю Финляндский вокзал одним из лучших в Ленинграде архитектурных творений советского периода. Здание лишено изысков, но при этом функционально и соответствует традициям петербургской архитектуры,
— Сергей Иванов, заместитель главного инженера проектной организации «Ленгипротранс».
Источник: