По инициативе Российской гильдии управляющих и девелоперов в Петербурге прошла дискуссия, участниками которой стали чиновники и уличные художники, пишет 78.ru. Они обсудили судьбу стрит-арта – явления, отношение к которому в нашем городе неоднозначное.
Одним из последних резонансных случаев, связанных с граффити, стало появление портрета поэта Иосифа Бродского. Рисунок появился к 80-летию со дня его рождения, но быстро исчез: завхоз школы № 189 приказала его замазать.
Позднее на месте закрашенного портрета у дома Мурзи написали стихотворение, которое также было замазано.
«Замазан классик, будто высечен,
Как в 63-м – прокурором.
Страной Поэтов некий выскочка
Посмел назвать Страну Заборов», –
эти строки, однако, успели попасть в Сеть.
К слову, сам автор изображения Олег Лукьянов отметил, что акция с рисунком такой публичности не предполагала. А вот съемка самого процесса его удаления, отметил художник, и вызвала основной негатив.
«За ним охотится буквально вся администрация Центрального района, пишет письма: поймайте, накажите. У меня большая просьба: чаще общайтесь с органами власти», – заметил глава Комитета по охране памятников Сергей Макаров.
Однако насколько важно согласование таких произведений? Как подчеркнул глава Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев, оно необходимо.
«Наверное, наскальные рисунки действительно не проходили согласование охотников и собирателей перед нанесением, но в городской среде подобные действия недопустимы», – приводятся его слова.
С предложением различать «граффити-райтеров» и уличных художников выступила основатель Института исследования стрит-арта Альбина Мотор. По ее мнению, первым легализация не нужна, чего нельзя сказать о вторых.
Как отмечают сами художники, согласовать рисунки не так просто: этот процесс довольно длительный.
«У нас есть проекты, которые согласуются. Есть одна из школ в Адмиралтейском районе. Год согласуем, пока выше замглавы администрации не дошли. Они нам всё новые требования выставляют, мы их выполняем, начинается пинг-понг. И не можем в КГА документы подать, пока район не согласует», – сказал Лукьянов.
Кроме того, художникам приходится переделывать эскизы. Кстати, сам Лукьянов пояснил, что, создавая портрет Бродского, просто не знал, что забор принадлежит школе.
Как утверждает Владимир Григорьев, на самом деле таких проектов на согласовании у чиновников находится очень мало. Дело в том, что сами художники не стремятся их согласовывать. Между тем, по его словам, Лукьянову сразу бы ответили, кому принадлежит забор, если бы он подал документы по поводу рисунка официально.
Еще одно мнение по поводу этой ситуации озвучила координатор арт-группы «Явь» Анастасия Владычкина. Она полагает, что город, выбирая изображения, которые портят его облик, проявляет странную избирательность. В пример она привела «огромные видеоэкраны» на исторических зданиях Северной столицы с рекламой.
«Я противник медиаэкрана в исторической части, ни одного медиаэкрана не согласовал. Более того, мы уже подали в Комитет по печати, органа который согласует наружную рекламу, список объектов, которые диссонируют с окружающей исторической средой», – сказал Григорьев.
Как выяснилось, под угрозой оказался и портрет Сергея Бодрова, изображенный на трансформаторной будке у Александро-Невской лавры.
«Любая роспись делает здание доминантой. Далее появляются мемориалы с цветами, происходит театр абсурда. Мы превращаем трансформаторную подстанцию в центр духовной и культурной жизни», – сказал главный художник города Алексей Моор.
Он призвал мастеров стрит-арта для своего творчества применять передвижные мобильные конструкции.
«Наверное, можно было бы придумать какой-то формат, когда мы выбираем специальную площадку, и там художники самовыражаются», – отметил Григорьев.
По инициативе Дениса Четырбока в Законодательном собрании города начали готовить законопроект, который должен упростить процедуру согласования. В феврале 2019 года он был принят в первом чтении, но до сих пор ведется работа над поправками ко второму. К сожалению, пока вопрос о граффити остается открытым.
Источник: