За каждый прожитый год – один снимок: в Петербурге проходит выставка 100-летнего фотографа — urbanpanda.ru

Если героиня фильма «Москва слезам не верит» утверждала, что жизнь начинается только в сорок лет, то для Ивана Комара она началась в 97. Именно тогда его имя прогремело по всей Беларуси, а теперь о нем узнали и в Петербурге, где открылась его первая в России выставка.

Все по-настоящему

На стенах музея увеличенные в несколько раз фотоработы Ивана Комара. Всего их сто.

«По одной на каждый прожитый Иваном Игнатьевичем год», – объясняет куратор выставки Марина Гуревич.

На черно-белых снимках – родная деревня Няньково, где он прожил всю свою жизнь, не считая тех лет, что воевал на фронте. Сельхозработы, дороги, избы, праздники и будни. Но главное – это лица, серьезные и радостные, грустные и задумчивые, но все очень светлые и искренние.

Вот девочка в платочке, которую один из посетителей назвал «русской мадонной». Вот лукаво улыбающийся солдат, то ли демобилизовавшийся, то ли прибывший на побывку. А вот целая фотолетопись семьи, живущей по соседству.

«Люди, особенно после пандемии, соскучились по искренним чувствам, искренним глазам. А в этих фото все по-настоящему», – оценила Ольга Родионова, выпускница факультета фотокорреспондентов.

«К этим работам очень подходят слова Фаины Раневской о Моне Лизе. Глядя на картину, она призналась, что не знает о ней ничего, тогда как она знает о ней все», – поделился впечатлением член Клуба фотолюбителей Андрей Кузнецов.

Сам Иван Игнатьевич признается, что всю жизнь снимал только для себя. И уж, конечно, никогда не думал, что его работы могут быть интересны не только тем, кто на них запечатлен, но и многим другим людям.

Летопись деревни

Фотографией Иван Комар заболел лет в 14. Именно тогда он впервые увидел фотографа, который, спрятав голову под черной тканью, снимал выпускников в той школе, где он учился.

«Вот тогда я и заболел этим искусством», – вспоминает он.

Конечно, приобрести себе такую технику он тогда не мог. Получилось только после войны, куда он ушел в 1944 году.

«В пехоте рядовым, так куда там фотографировать. Там была только одна работа – наступать. Пока не ранило и не убило. С января 45-го осколок в ноге», – говорит он.

Победу встретил в Австрии. Демобилизовался в 1946-м. И где пешком, где на перекладных добрался до родного Няньково. На «память» остался осколок в ноге, который вышел лишь 65 лет спустя.

Работал в колхозе, но мечта фотографировать не оставляла. Как только удалось скопить две зарплаты, не раздумывая купил малоформатный зеркальный «Зенит-С». И с тех пор стал летописцем родной деревни.

Искусству фотографии он нигде специально не учился. Премудрости захватившего его дела изучал самостоятельно. Подбирал экспозицию, выстраивал кадр, в красном свете фонаря колдовал с увеличителем и фиксатором. При этом всегда записывал, какая была выдержка, диафрагма, кто или что на нем изображены. Тетради вкупе со снимками и стали своеобразной летописью деревни Няньково.

Любовь к людям

«Некоторые снимки я даже не распечатывал. Но знал, что кому-то в свое время они обязательно будут интересны и нужны», – признается он.

Возможно, пополнят коллекцию и современные работы. Как как только стала появляться более совершенная техника, Иван Комар сменил пленочный «Зенит» на цифровой фотоаппарат. А потом и на смартфон. «Посмотрел в Интернете, что смартфоны справляются с этими функциями не хуже, и приобрел хороший аппарат», – делится он.

Но сменить технику – не значит сменить тему. Сейчас, как и прежде, в центре его внимания люди и все, что происходит вокруг.

«Я все время думаю, почему людям нравятся мои фотографии? Наверное, потому что я снимал не для того, чтобы с этого что-то иметь. А просто для того, чтобы запечатлеть моменты тогдашней жизни. И думал, может, придет такое время, когда кто-то заинтересуется этими снимками и посмотрит на них и тех людей, которых я снимал», – делится Иван Комар.

Он считает, что надо ценить каждый момент в жизни. В этом, по его словам, возможно, и кроется секрет его долголетия.

«Видеть хорошее, делать доброе и не зацикливаться на негативе», – говорит он.

Прямая речь

Президент Лиги профессиональных фотографов Ксения Лебедь:

– Когда я впервые увидела эти работы, они меня сразу «зацепили», в том числе и лично. Мой папа белорус, и я хорошо помню свою белорусское детство, деревню, где проводила лето. Это кусочек моей души. И мне очень захотелось поделиться захватившими меня эмоциями. Тем более что совершенно не важно, из какой страны их автор и где сделаны эти снимки. Мы – единый народ. Поэтому, когда на выставке в Минске мне показали фотографии Ивана Комара, я сразу захотела поделиться своим впечатлением с другими. Нас поддержало и российское, и белорусское консульства. И теперь 100 лучших работ Ивана Комара могут увидеть все.

На заметку

Выставка Ивана Комара была организована при поддержке Лиги профессиональных фотографов, консульств Белоруссии и России.

Всего в жестяной коробке Ивана Игнатьевича более 2 тысяч негативов. Не считая тех снимков, что сделаны цифровым аппаратом и смартфоном.
1 июля белорусскому фотографу исполнится 101 год.

Судьбу Ивана Комара сравнивают с судьбой легендарной фотохудожницы из США Майер, работавшей в жанре уличной фотографии. Ее фотоархив был обнаружен уже после смерти случайно на распродаже.

Источник: spbdnevnik.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий