«Умел делать на телевидении все». Каким человеком и профессионалом был Эрнест Серебренников — urbanpanda.ru

С Эриком, как его называли в глаза приятели, а за глаза все петербургские журналисты и многие телезрители, общаться было легко – он был веселым человеком, замечательным рассказчиком с неисчерпаемым запасом занятных историй и баек. Но Серебренников был не только человеком-праздником, но и профессионалом высочайшего класса, пионером и новатором в своем деле.

ЕГО ВДОХНОВИЛ ВАДИМ СИНЯВСКИЙ

Эрнест Серебренников рассказывал, что заинтересовался футболом в девятилетнем возрасте, когда осенью 1945 года услышал по радио репортажи Вадима Синявского о матчах московского «Динамо» в Британии, они были настолько эмоциональными и живыми, что слушатели запомнили их на многие годы.

Через 12 лет студент Ленинградского кораблестроительного института Серебренников попал на встречу с комментаторами Вадимом Синявским и Виктором Набутовым, которые рассказывали о только что завершившейся Олимпиаде в Мельбурне. Под впечатлением от нее Эрнест на следующий день не смог сдать экзамен в институте, настолько его захватили мысли о работе на радио. И хотя он успешно окончил вуз, эти мысли его не оставляли, и в 1961 году, узнав о том, что на Ленинградское радио по конкурсу набирают корреспондентов, рискнул.

«Я пришел в Дом радио, и мне сказали – встаньте к окну и рассказывайте о том, что видите. Ведите репортаж, – вспоминал он. – Я был молодой, спортивный, загорелый, модно одетый и очень уверенный в себе. Я встал к окну, которое выходило на улицу Ракова, и начал говорить, что идет женщина с ребенком и тот ест мороженое, что девушка на каблуках куда-то спешит, почти бежит и может упасть… Меня через несколько минут остановили и сказали, что могут меня попробовать. Сперва я работал на радио вне штата, вел выпуски новостей. Затем стал комментировать матчи «Зенита» на радио, иногда вместе с Виктором Набутовым, затем начал работать на телевидении».

Техническое образование помогло Серебренникову переключиться на работу режиссером трансляций. Он с гордостью отмечал, что стал первым в Ленинграде человеком, у которого в трудовой книжке было написано «режиссер телевидения».

«ОН ПОСТОЯННО ЧТО-ТО ПРИДУМЫВАЛ»

Ленинградское телевидение уделяло спорту много места в своем вещании, вело репортажи не только о футболе, хоккее, баскетболе, но и самых разных видах спорта, соревнования по которым принимал наш город.

Как вспоминает писатель Константин Осипов, работавший в конце 1980-х ассистентом режиссера на «Пятом канале», Эрнест Серебренников был одним из самых авторитетных людей на спортивном телевидении. «Он уже всеми признавался как мастер трансляций. Но никогда не останавливался на достигнутом. Все время изобретал что-то, придумывал новое. Например, на Олимпиаде в Москве в 1980 году ленинградская бригада работала на соревнованиях по плаванию и получила за это специальный приз. Эрик тогда придумал установить микрофоны под водой, до него это никто в мире не делал. Телезрители впервые услышали этот звук – хлопок, когда пловцы прыгают в бассейн. А сейчас к этому все привыкли и по-другому уже не представляют. Вообще, в те времена матчи снимали всего тремя-четырьмя камерами – общий план, средний план, план сверху. Он же первым предложил ставить камеру на волейболе в зоне подачи, за спиной игрока, который подает мяч, и репортажи сразу стали интереснее. На боксе он придумал положить рельсы вокруг ринга, по ним двигать камеру, показать бокс совсем иначе, чем все привыкли. Серебренников на футболе первым предложил снимать крупные планы зрителей, искать на трибунах знаменитых болельщиков – артистов Кирилла Лаврова, Игоря Владимирова, поэта Михаила Дудина. Или, например, едет бригада на автобусе на стадион имени Кирова, солнечный день, жарко. И Эрик предлагает: «А давайте сегодня сделаем акцент на очки, снимаем людей на трибунах в солнцезащитных очках, женщин, мужчин, как они их сдвигают на лоб, как берут их в руки». И это оживляло трансляцию», – рассказывает Константин Осипов.

Серебренников мог при знакомстве показаться легкомысленным пижоном, он любил элегантно одеваться, водил эффектный автомобиль с открытым верхом. Но как убежден Константин Осипов, это впечатление было не совсем верным.

«Тогда у нас не было слова «продюсер», но Серебренникова я назвал бы именно продюсером. Он сочетал в себе творческого человека с богатой фантазией и строгого требовательного руководителя. Помню, как на производственных совещаниях он добивался, чтобы все технические сотрудники работали четко, согласованно, чтобы все было организовано безупречно. Знаю, что на Олимпиаде в Москве тележурналисты удивлялись тому, как он репетировал трансляции по плаванию. Тогда грузинская бригада вела репортажи о боксе, и их руководитель пришел посмотреть, как работают ленинградцы. Эрнест показал, как устанавливает вокруг бассейна камеры – один вариант для заплыва на 100 метров, другой для соревнования на 200 метров. Грузины посмотрели, повертели головами и сказали, что им репетиций не надо, они бокс и так покажут. А работу Серебренникова запомнили в международной федерации по плаванию, в МОК. И когда Барселона получила право на Олимпиаду 1992 года, то Эрнеста пригласили, чтобы он провел семинар для испанских тележурналистов, как вести трансляции по плаванию», – вспоминает писатель.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЖИЗНЕННЫЙ БАГАЖ

Серебренников гордился тем, что умеет на телевидении делать все – комментировать, снимать, монтировать. Он умел работать и в прямом эфире, и выступил автором многих документальных фильмов.

Хорошо известен случай, как он приехал на базу «Зенита» в Удельном парке на интервью с главным тренером команды Павлом Садыриным, начал снимать беседу, и вдруг со стороны пруда раздались крики о помощи. Тонул мальчик, Садырин без промедления бросился спасать его, а тележурналист, не выключив камеру, побежал за ним и снял все происходящее, а через несколько часов сюжет об этом вышел в эфире.

Эрнест Наумович говорил, что, по его мнению, телекомментатором нельзя стать без определенного багажа, жизненного опыта. «Нельзя взять совсем молодого человека, который окончил школу и вуз, и сразу дать ему место у микрофона, выпускать в эфир. Комментатор должен быть человеком, у которого за плечами что-то есть. Возьмите самых знаменитых: Вадим Синявский – участник Великой Отечественной войны, как военный корреспондент вел репортажи из Сталинграда о взятии в плен фельдмаршала Паулюса, из Берлина о подписании акта о капитуляции Германии, Виктор Набутов – знаменитый футбольный вратарь, участник блокадных матчей, Николай Озеров – народный артист СССР, актер МХАТа, заслуженный мастер спорта, многократный чемпион страны по теннису, Владимир Маслаченко – вратарь «Спартака» и сборной СССР, Геннадий Орлов – играл за «Зенит» и ленинградское «Динамо», мастер спорта», – говорил Серебренников.

«НАДО УМЕТЬ ЗАЖИГАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ»

Однако в свое время Эрнест Серебренников вместе со своим другом Геннадием Орловым открыл курсы комментаторов на «Пятом канале». Их окончил Андрей Шестаков, хоккейный комментатор, ставший «голосом СКА». Он вспоминает, что Серебренников был отличным преподавателем.

«Эрнест Наумович прекрасно знал не только футбол и хоккей, но и многие другие виды спорта – от автогонок до бодибилдинга, умел о каждом рассказать интересно. На тех курсах занималось десять человек, так получилось, что работать начал только я. Серебренников меня выделял, говорил, очень хорошо, что я музыкант, потому что умею репетировать. Еще один урок от него я получил, когда вел свой первый репортаж хоккейного матча. Это был турнир молодежных сборных «Большой приз Санкт-Петербурга», его должны были показывать в записи за полночь. И я говорю, что игра не самая интересная, и тут слышу по режиссерской связи, в наушнике, как Эрик мне кричит: «Ты, что, твою мать! Рехнулся?! Зрители и так будут смотреть матч поздно, со сном бороться, а ты им говоришь, что игра неинтересная?! Ты должен их увлечь, убедить, что матч необходимо смотреть, зажечь их!» Этот совет я запомнил на всю жизнь», – рассказал Андрей Шестаков.

«Я ПОТЕРЯЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ДРУГА»

Телекомментатора Геннадия Орлова связывали с Эрнестом Серебренниковым десятилетия совместной работы и дружбы.

«Эрнест был воплощением стопроцентной надежности и в творчестве, и в жизни. Я потерял замечательного друга. Я счастлив, что жизнь подарила мне его. Мы больше сорока лет шли вместе, столько сделали вместе. Ленинградское телевидение в области спорта было лучшим в стране. Помню, с каким трудом мы с Эрнестом пробивали у начальства ежедневную передачу «Спорт, спорт, спорт…», которая выходила в 20:45 перед программой «Время». Сколько мы потом получили благодарных писем и звонков от зрителей. Ну, а трансляции игр итальянской серии А, в то время самого сильного клубного чемпионата в мире. Итальянский футбол смотрела тогда вся Россия на территории до Урала, и не только. В Кемеровской области губернатор Аман Тулеев специально, чтобы люди могли смотреть, как играют «Ювентус» и «Милан», распорядился проложить кабель, организовать показ передач «5 канала» в Кузбассе», – вспомнил комментатор.

БАЙКА ОТ ЭРИКА

Эрнест Серебренников был изумительным рассказчиком о самых разных случаях из своей практики. Одну из историй он любил особенно. Это произошло в годы застоя, когда Ленинградом управлял Григорий Романов.

«На Ленинградском телевидении шел 30-минутный выпуск городских новостей. Из них 29 минут занимала речь Романова в Таврическом дворце перед партхозактивом. И одна минута оставалась на новости спорта и прогноз погоды. Редактор спрашивает, какие у вас новости спорта? Мы говорим , что есть футбол, хоккей. «Не надо, они там проиграть могут. Надо бы что-то нейтральное и чтобы быстро, секунд на 15, не больше. – Есть конный спорт, – Отлично. Давайте». И выходит выпуск в эфир. Заканчивается речь первого секретаря обкома КПСС, отца города. И после нее: «Завершился чемпионат Ленинграда по конному спорту. Первое место занял наездник Романов на кобыле Растрата»…

СПРАВКА «ПД»

Эрнест Наумович Серебренников. Родился в Ленинграде 19 мая 1936 года. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт. С 1961 года работал на Ленинградском ТВ и радио комментатором, затем режиссером трансляций. Позднее в телекомпаниях «Пятый канал», «НТВ+», «ЛОТ». Автор и ведущий передач «Стадион», «Спорт, спорт, спорт…», «Спортклуб», «Академия спорта». Режиссер трансляций на Олимпиаде – 1980. Спартакиадах народов СССР, Играх Доброй Воли-1994, чемпионатах мира, Европы, Кубка мира. Автор документальных фильмов о Валерии Попенченко, Александре Белове, Наталье Кучинской и других выдающихся спортсменах и тренерах. Награжден медалью Николая Озерова, почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Санкт-Петербурга».

Умер 25 января 2021 года.

Источник: spbdnevnik.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий