От окраины к центру: маршрут по Московскому району. Часть 1. — urbanpanda.ru

«Московский проспект зародился в конце XVIII века как дорога, ведущая в Царское Село, — отметила Виктория Карпичева. — Та часть Московского проспекта, по которой мы будем с вами гулять сегодня, находится на территории двух исторических районов – «Быки» и «Горячее Поле».

«Быками» назывался район, в котором располагалась главная городская скотобойня, а южнее было расположено «Горячее Поле» — огромная городская свалка, главными отходами на которой были излишки производства скотобоен. Первое упоминание этого места на картах Петербурга датируется 1804 годом. Трудно поверить, но район, который сейчас по праву считается одним из самых благоустроенных в Петербурге, несколько столетий назад был неблагополучным.

«Это было своего рода городское гетто, очень опасное место. Знаменитый петербургский журналист Анатолий Бахтиаров писал: «О Горячем Поле ходит дурная слава: оно служит притоном для босяков, воров и прочих рыцарей печального образа. По праздничным дням здесь, сидя на траве, дуются в карты и в орлянку. По вечерам не пройти: ограбят».

Здание скотопригонного двора

Адрес: Московский проспект, 65.

Раньше эта территория города была окраиной и здесь не было жилых домов, поэтому в этом месте находился главный городской скотопригонный двор, а затем — главные городские скотобойни. Отсюда и название района — «Быки».

«Район назывался так еще и потому, что на входе в скотобойни были расположены две красивейшие статуи быков знаменитого скульптора Василия Демут-Малиновского, — объяснила экскурсовод. — Эти быки сохранились по наше время, правда, находятся они не на своем историческом месте. В 30-е годы скотобойни и мясоперерабатывающий завод переехали на южную окраину города, и мы знаем это место как бывший завод «Самсон».

Существует легенда, что автору этих скульптур приснился сон, в котором быки ожили, сошли со своих постаментов и пришли к нему. До конца жизни он так и не понял, что это значило.

«Но во время Великой Отечественной войны было принято решение перенести все памятники, которые находились в южной части города, в Александро-Невскую Лавру, где и был похоронен скульптор Василий Демут-Малиновский. И так получилось, что быки все же действительно пришли в гости к своему создателю», — поделилась Виктория Карпичева.

Дом с шумоизоляцией

Адрес: Московский проспект, 73.

Эта ничем непримечательная серая многоэтажка на самом деле отличается от большинства местных домов.

«Во-первых, это необычный шумозащитный дом – все спальни выходят окнами исключительно во двор, а на Московский проспект выходят только кухни, гостиные и лестничные клетки. На первом, самом шумном, этаже нет жилых помещений — он был отдан под магазины и кафе, — отметила экскурсовод. — Во-вторых, в этом доме очень много лет жил знаменитый футбольный тренер Павел Садырин, под руководством которого наша команда впервые стала чемпионом СССР в 1984 году».

Дом Союзпушнины

Адрес: Московский проспект, 98.

В советское время торговля пушниной была оной из важнейших отраслей внешней экономики страны. И специально для торговли мехами в конце 30-х годов по проекту архитектора Фридмана был построен Дворец пушнины.

«Здесь находилось три выставочных зала площадью 1200 квадратных метров каждый, специальный холодильник для хранения мехов, огромный аукционный зал с трехъярусным амфитеатром и даже собственное почтовое отделение, — сообщила Виктория Карпичева. — До 2009 года торговля мехами велась здесь. Потом Союзпушнина переехала в новое помещение, а это здание было решено отреставрировать и передать в ведение банковской сферы. Но, к сожалению, оно до сих пор пустует».

Воскресенский Новодевичий монастырь

Адрес: Московский проспект, 100.

Один из красивейших монастырей Петербурга, который изначально был основан на Васильевском острове, но монахиням это место не нравилось, так как у них не было там собственного храма.

«И император Николай I в 40-х годах 19-го века выделил специальную территорию около Московских ворот для строительства нового женского монастыря. Он был богатейшим – здесь были свои ковровая, золотошвейная, башмачная мастерские, огромная кухня, просфорная, сады, огороды и даже собственная пасека», — поделилась экскурсовод.

К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц. В 1918 году он был упразднен, но продолжал существовать явочным порядком, а в 1937 году церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась. Восстановление монастыря началось лишь в 90-е годы и идет до сих пор.

Новодевичье кладбище

Адрес: Московский проспект, 100.

Это территория исторического некрополя. Кладбище это было дорогим, простой люд здесь не хоронили — все захоронения были платными и поддерживались в образцовом порядке. Здесь хоронили только именитых людей, и можно встретить огромное количество склепов богатых купеческих семей.

«Но, к сожалению, после 1918 года, после революции, очень многое здесь было разграблено, и кладбище пришло в упадок. Многие захоронения мастеров искусств были перенесены в Александро-Невскую Лавру», — рассказала Виктория Карпичева.

Сейчас на Новодевичьем кладбище можно, например, найти могилу великого русского художника, автора картин «Демон», «Царевна-лебедь», Михаила Врубеля, а также поэта и прозаика Николая Некрасова, чьему перу принадлежит поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Трамвайный парк № 1

Адрес: Московский проспект, 83, лит. З.

Ту часть «Горячего Поля», которая находилась прямо напротив Новодевичьего монастыря, в народе называли «Конной площадью», поскольку здесь проходила крупнейшая конная ярмарка в городе.

«Торговали лошадьми преимущественно цыгане. Монахиням такое соседство очень не нравилось, и они жаловались государю-императору. Однако это не возымело никакого результата, — отметила Виктория Карпичева. — И именно на этом месте в конце 19-го века возникает коночный парк для содержания лошадей и конок. Конка – это такой конный трамвай, вагончик, который по рельсам тянула лошадь. А уже в начале 20-го века на этом месте появляется один из первых трамвайных парков в городе, который существует и по нынешний день».

Московские триумфальные ворота

Адрес: пл. Московские Ворота, 103.

Ворота были созданы в 1836-1838 годах выдающимся зодчим Василием Стасовым и скульптором Борисом Орловским в честь побед русского оружия в войнах с Персией и Турцией в 1828-1829 годах у Московской заставы. Ворота — самое крупное в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных деталей. Высота ворот 23 метра, длина — 36 метров. Высота колонн — 15 метров, диаметр колонн — более 2 метров.

«Сооружение памятника длилось четыре года. На Литейном заводе отливали части колонн, каждая из которых состояла из девяти чугунных блоков. Там же изготовили медные капители. Все чугунные части ворот весили более 51 тысячи пудов, а медные — около 57 тысяч пудов. Для того времени это явилось небывалым достижением техники и архитектуры. Борис Орловский тем временем вылепил две модели декоративных арматур, а также модели фигур гениев — девушек, несущих гербы российских губерний, — рассказала Виктория Карпичева. – Открылись ворота осенью 1838 года. В начале ХХ века они не имели объезда по сторонам и стояли вплотную к домам по четной и нечетной сторонам Московского, а тогда Забалканского проспекта. И конный транспорт тогда не объезжал Московские ворота, а проезжал под ними».

В 1936 году при реконструкции Московского проспекта ворота были разобраны, но более чем через двадцать лет их восстановили.

Источник: spbdnevnik.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий