Активисты из Петербурга установили на Кавказе почти 60 мемориалов — urbanpanda.ru

ПУТЬ ЧЕРЕЗ ГОРЫ

Почти восемьдесят лет назад состоялся беспрецедентный переход жителей поселка Нижний Баксан (ныне город Тырныауз) через перевал Бечо – один из горных проходов в отрогах Главного Кавказского хребта.

В поселке находился вольфрамо-молибденовый комбинат, а это стратегическое сырье. В 1942 году фашисты наступали на Нальчик и планировали захватить этот комбинат. Тогда было решено взорвать предприятие. Уже добытую руду раздали гражданским и военным, которым предстояло преодолеть перевал Бечо.

Удалось найти несколько профессиональных альпинистов, которые прокладывали путь людям, проводили через глубокие трещины, вырубали ступени и так далее. В общей сложности предстояло перевести полторы тысячи человек, включая 230 детей. Альпинистам пришлось несколько десятков раз спускаться, чтобы проводить группы гражданских. По крутым, почти отвесным склонам, избегая смертельных трещин и каменных осыпей люди пробирались через перевал. Несмотря на огромную сложность перехода, никто не погиб.

Еще более сложную задачу пришлось решать к концу лета 1942 года. Боевые действия на Центральном Кавказе полностью переместились в верховья Баксанского ущелья и вплотную подошли к подножию Эльбруса. Части 37-й армии оказались прижаты к горам. Без должного снабжения продовольствием, медикаментами и боеприпасами долго войска продержаться не могли.

Было принято решение уходить через перевал Донгуз-Орун. Через него предстояло провести около 8 тысяч военнослужащих и 1,5 тысячи беженцев, которые помогали нести почти 500 раненых красноармейцев и 18 тонн молибденовой руды, распределенной между людьми. Также планировалось перевести через перевал 30 тысяч голов племенного скота, чтобы животные не достались врагу. И сделать это предстояло быстро, бои не прекращались. На всю операцию отводилось чуть меньше десяти дней. Она тоже закончилась успешно.

ВЕС МЕМОРИАЛЬНОЙ ПЛИТЫ

В этом году в экспедиции «Оборонная тропа» приняли участие восемь человек.

«Участники экспедиции либо мои ученики, либо друзья учеников, которые узнали о проекте. Так, один мальчик начал ходить в экспедиции в 9 классе, и в этом году он шел с нами уже в 12-й раз», – рассказал командир экспедиционного отряда Сергей Телешов.

Поскольку многие перевалы находятся в зоне государственной границы, на работу экспедиции дает разрешение пограничная служба ФСБ России. Пограничники и мотострелки 34-й бригады также участвуют в экспедиции и помогают преодолевать самые сложные участки пути.

«Скажем, мемориальная плита весит 15 килограммов. Для каждой требуется 12 килограммов плитонита и 10 литров воды. На перевалах Бечо и Донгуз-Орун нет рек или озер, поэтому воду пришлось нести на себе», – вспоминает Телешов.

В этом году перевал Донгуз-Орун весь в снегу. Поэтому пограничники и горные стрелки провели небольшой мастер-класс по работе с кошками и другим альпинистским снаряжением. И это пришлось очень кстати. Потому что после установки мемориальных плит на перевалах экспедиция попала в серьезную грозу, резко похолодало, на склонах Эльбруса хлестали снежные ливни – морозная смесь дождя и снега. Участники экспедиции ночью несколько раз сбивали снег с палатки, чтобы ее не раздавило.

СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ РАБОТЫ

Участники экспедиции также посетили мемориал в районе поселка Терскол, где у Вечного огня покоятся останки защитников перевалов.

«Уже найдено 260 человек. Прежде всего, это кропотливая работа ММО «Поисковой отряд – Мемориал Эльбрус» и мотострелков 34-й бригады Южного военного округа, которые, используя специальное снаряжение, ведут поиск в глубоких ледниковых трещинах на высоте до 4200 метров. Возможно, что зажженный здесь Вечный огонь – самый высокогорный в России», – отмечает Сергей Телешов.

Каждая экспедиция складывается из огромной предварительной подготовительной многомесячной работы. Идет согласование маршрута с Федеральной службой безопасности России, пограничными управлениями, администрациями регионов, спасателями, командованием ЮВО. В Петербурге экспедицию поддерживают Комитет по внешним связям и Комитет по молодежной политике.

За 17 лет участники экспедиции «Оборонная тропа» установили на перевалах Главного Кавказского хребта почти 60 мемориальных плит.
Среди планов на следующую экспедицию – поиск останков павших воинов и места крушения советского самолета, сбитого в районе Марухского перевала. К слову, в прошлом году экспедиция уточнила место гибели летчиков легкого бомбардировщика Р-10, выполнявших полет по нанесению бомбового удара по позициям немцев на Марухском перевале в ноябре 1942 года.

Источник: spbdnevnik.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий